Город Елена Фролова, Учитель года Уфы – 2010, лауреат конкурса «Учитель года Республики Башкортостан – 2010»: «Мы не работаем, а живем учителями»

Елена Фролова, Учитель года Уфы – 2010, лауреат конкурса «Учитель года Республики Башкортостан – 2010»: «Мы не работаем, а живем учителями»

Есть просто хорошие школьные педагоги, которые дают знания. И есть такие учителя, о которых всю жизнь вспоминаешь с особым чувством. Учитель математики из уфимской гимназии №3 Елена Фролова – одна из них. В этом году она стала победителем городского конкурса «Учитель года» и лауреатом конкурса «Учитель года Республики Башкортостан. Сама Елена Борисовна считает, что победой в конкурсе обязана гимназии, везению и своим ученикам.

– В ближайший год для учителей Уфы вы символ педагогического мастерства...

– Ну нет, это слишком громко сказано. Мне кажется, символ – это как девушка с обложки: «Мисс июнь», «Мисс май»... не более. Я не могу сказать, что я лучший учитель. Так сложились обстоятельства, что в том конкурсе мне удалось победить. Это не значит, что люди, с которыми я соперничала, хуже меня. В следующий раз учителем года станет другой человек, и это вполне логично. Про символ вы загнули. Нет, я не согласна им быть, не хочется быть символом.

Участвовать в этом конкурсе – огромный труд, требующий очень много сил и энергии. Радует, что он дает большую возможность повысить свое профессиональное мастерство. Я четко осознаю, что я до начала конкурса и я сейчас – это разные люди.

Я шла целенаправленно к этой победе. Считаю, что, если уж участвуешь в чем-то, нужно стараться победить. Очень многое зависит от удачи. Это как экзаменационный билет: ты можешь выучить 21 билет из 22-х, и 22-ой тебе попадется, а может быть и наоборот. Мне повезло.

– Что было самым сложным в конкурсе?

– После республиканского этапа мне все они уже кажутся несложными. Я участвовала в трех конкурсах: районном, городском и республиканском. Самым сложным из них, я считаю, был районный этап. Я ведь сначала победила в районном конкурсе, потом в городском, а потом поехала на республику. И вот там было уже не так сложно. Появился опыт. Я же говорю, что я до конкурса и я после него – это совершенно разные люди.

– А что именно в вас изменилось?

– Все. Общение, умение держаться, разговаривать. Вплоть до того, что пришлось поменять даже имидж. Я уже не говорю о том, что пришлось перечитать много книг, поднять очень много литературы, я познакомилась с очень интересными хорошими людьми. Ведь все люди, которые меня окружали, – это настоящие профессионалы. Безусловно, это огромный опыт.

– Как вы стали учителем?

– Вы знаете, я не могу сказать, что целенаправленно шла к тому, чтобы стать учителем. У меня это получилось случайно. Такое стечение обстоятельств. Я долго шла в школу. Когда стала учителем, сначала даже стеснялась признаться в этом. Скрывала от своих знакомых, где работаю, – да, такое было раньше. Но не сейчас. Со временем начинаешь смотреть на вещи иначе, потом ученики очень помогают. Чувствуешь их благодарность, понимаешь, что не напрасно ходишь на работу.

Я уже 9 лет работаю в гимназии и считаю, что даже просто приходить в школу и общаться с детьми и с коллегами, многие из которых стали моими друзьями, – уже это огромная школа для любого учителя. Здесь работаешь и учишься одновременно. То, что я победила в этом конкурсе («Учитель года Уфы»), стала лауреатом республиканского конкурса, – во многом это благодаря той особенной атмосфере, которая создана в нашей гимназии.

– Профессия учителя в последнее время стала не самой популярной.

– Мне кажется, в прошлом она была очень популярна. По крайней мере, мы относились к своим учителям с огромным уважением. Я помню, как была удивлена, когда увидела мою учительницу в очереди за колбасой. Мне казалось, что такое вообще невозможно, что учителя – это особые люди. Но это раньше так было, в нашем детстве. Сейчас, безусловно, уже не так. Все мы: взрослые и дети, и СМИ в частности, и общество в целом – постарались, чтобы профессия учителя поменяла статус.

Тысячи учителей работают и делают это с удовольствием, несмотря на зарплату, на плохое настроение, на проблемы дома. Все они работают хорошо. Стараются, думают, переживают за своих детей.

– Учителя сегодня авторитетны?

– Авторитеты всегда есть: кто-то в меньшей степени, кто-то в большей.

– Современные дети отличаются от тех, какими были ваши ровесники?

– Мне кажется, здесь ничего не изменилось: дети как дети, урок как урок. Вам, наверное, кажется, что эти подростки страшные, ужасные? Да, наверное, окружающие их воспринимают такими, когда встречают их где-то в автобусах и на улицах. Мне кажется, дети не изменились. Они, знаете, в технике лучше нас разбираются: компьютеры, телефоны – тут они, конечно, могут дать нам фору. А в остальном они дети: у них детство, и никакого жизненного опыта. Все как обычно, ничего не изменилось.

– Сейчас принято детей ругать...

– За что? За то, что у них детство? Еще Сократ писал о том, что молодежь дурно воспитана и нисколько не уважает стариков. Ничего не меняется. Недовольны были нами, недовольны мы. Я, конечно, идеализировать не буду. Конечно, есть и негодяи. Вот те ребята, которые издевались над пожилой учительницей физкультуры, – они откуда взялись, эти дети? Мы их вырастили. Они есть – мы просто не любим о них говорить. Мы любим говорить о том, что плохие учителя.

– Каким, по вашему мнению, должно быть современное образование? Стандарты ли сегодня главное? В чем основная задача: вложить определенное количество знаний в голову конкретного ученика или что-то другое?

– Новые государственные образовательные стандарты – они ведь предполагают, прежде всего, развитие личности как таковой. И главная задача состоит в воспитании гражданина страны, патриота. А уже к этой задаче ставятся другие цели: человек должен реализоваться и в профессиональном плане, и в личностном.

Учитель должен быть примером во всем. Но мы сами, учителя, должны почувствовать, что мы особенные, и от нас, как от особенных, многое требуется. Нам только поверить в это надо, потому что мы привыкли, что нас ругают, бесконечно требуют, мы устали от большой бумажной отчетности. Такого отношения, как было раньше, уже, конечно, не будет. Но было бы здорово, если бы учительство еще само по себе объединилось.

– Математику, точную науку, в гуманитарных классах преподают как-то иначе?

– Я все время возвращаюсь к фразе Ушинского, который сказал: если вы хотите, чтобы ребенок запомнил то, о чем вы говорите, нужно задействовать как можно больше органов восприятия, а не только слух и зрение, например. Вот этим и занимаемся: по возможности трогаем математику руками, пробуем на вкус. Нюхать, правда, еще не научились – над этим работаем.

– А как можно попробовать математику на вкус?

– Вот вы любите конфеты «Родные просторы»? Детям непонятно, как происходит сечение конуса плоскостью. Режем конфетку – и сразу все становится понятно. Много запоминалок, интересных историй. Это целый курс, я даже работу защищала на эту тему. Но, конечно, этот вопрос все равно еще открытый, можно работать и работать.

Потом смотрите: нам нравится то, в чем мы лучше всего разбираемся. Получается, что у меня проблема-то не очень большая. Мне просто надо научить детей тому, в чем я разбираюсь. Как только ребенок начинает разбираться – все, математика – любимая наука.

Месяца два назад я попросила детей составить расписание, по которому они хотели бы учиться. Можно было выбирать любые уроки. Я была удивлена: в рейтинге гуманитарного класса на третьем-четвертом месте оказалась математика. Я считаю, что это очень позитивно.

– Математика ведь сама по себе очень увлекательная наука.

– Да. В каком-то смысле она даже вызывает спортивный азарт. Бывает, что очень мучает нерешенная задача, но совершенно нет времени решить ее. И вот она тебя гложет, гложет... Это очень противное чувство. Я ненавижу нерешенные задачи и поэтому лучше не берусь вообще решать, если знаю, что времени нет.

Учителям ведь все время приходится над собой работать. Изменилась форма экзамена – изменились и учителя. Раньше мы, например, не решали столько, сколько сейчас приходится. Если честно, у меня всегда в сумке есть задачник. Если есть возможность, решаешь. Пока стоишь где-то в очереди, например.

– А что, учителя тоже решают задачи?

– А вы думаете, что мы один раз все выучили – и с тех пор все знаем? Нет. Мы даже в тупик часто заходим. И это нормально.

– Педагогика – женская профессия?

– Я не знаю. Женщине она, наверное, более свойственна, потому что считается, что воспитание – женское дело. Но ведь есть учителя от бога – и мужчины, и женщины. Их сразу видно. Это особенные люди. И тут неважно, кто он – мужчина или женщина, если такой талант есть.

– Чувствуется, что мужчин в школе не хватает?

– Да, безусловно. Детям не хватает мужского воспитания. Это здорово, когда есть учителя мужчины. Это, как правило, хорошие учителя. Мужчины ведь хорошие педагоги, интересные рассказчики.

– В последнее время наша школа постоянно меняется. Нужно ли ей это? Ведь когда-то советская школа была одной из лучших.

– Лучшая, да. Вы сейчас еще про балет вспомните и про хоккей. С хоккеем, кстати, уже промашка. На каком месте балет и образование, я не знаю.

– Но, наверное, такого разностороннего образования до сих пор нет нигде больше.

– Вообще, мне кажется, одиннадцатиклассник, который хорошо учится, – это кладезь ума, потому что он по всем предметам имеет приличные знания. Мы, учителя, – узкие специалисты. Я разбираюсь в математике, кто-то в химии, биологии. Они же – представляете? – знают все. Одиннадцатиклассник для меня, например, – особенный человек. Хотя, к сожалению, и они, поступая в институт, тоже становятся узкими специалистами.

– Что самое важное в школе, без чего она невозможна?

– Без учеников и учителей. Школа – это то место, где мы живем, потому что основную часть времени проводим здесь.

– А как к этому относится семья?

– Если говорить о семье, мои дочка и сын учатся в этой гимназии, то есть мы вместе здесь живем. И мужу приходится мириться с этим. Это же жизнь, а не просто работа. Мы работаем учителями все свое время. Живем этой жизнью круглосуточно без перерыва на обед. Не работаем, а живем учителями.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем