Город Файзрахман Исмагилов, директор Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Нестерова: «Музей – это такое место, куда никогда не зарастет народная тропа»

Файзрахман Исмагилов, директор Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Нестерова: «Музей – это такое место, куда никогда не зарастет народная тропа»

Как часто вы ходите в музей? В нашей суматошной жизни достаточно сложно найти время для эстетического совершенствования. И мы зачастую даже не знаем, что произведения, которые творили знаменитые личности мирового искусства, находятся совсем рядом.

Небольшой особняк постройки начала 20 века расположен в центре города. Это Башкирский государственный художественный музей имени Михаила Васильевича Нестерова. Около семи лет его возглавляет Файзрахман Абрахманович Исмагилов, Заслуженный художник Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева. Файзрахман Абдрахманович рассказал, как сегодня живет музей Нестерова.

– Файзрахман Абдрахманович, сколько лет музею Нестерова? Не могли бы вкратце рассказать его историю?

– Официально музей открылся в 1920 году. В следующем году мы будем праздновать 90-летие.

– Расскажите о представленных в музее экспонатах.

– Всего в музее хранится свыше 11 тысяч произведений искусства. Это картины Айвазовского, Куинджи, Левитана, Репина, Саврасова и других мастеров. Наши фонды ежегодно пополняются, и поэтому нам не хватает площадей для хранения экспозиции и экспонатов.

Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан финансирует закупку произведений современных авторов, через десятилетия они будут такими же дорогими, как сейчас Репин, Левитан и другие знаменитые художники.

Помимо картин есть и другие интересные экспонаты. Например, ваза, подаренная Михаилу Нестерову Максимом Горьким, старинные

предметы быта, большая коллекция икон. Они находятся под особо пристальным вниманием.

Но основной фонд музея составляют не столько картины, сколько сами сотрудники. У нас очень дружный и сплоченный коллектив. Это хранитель музея Валентина Сорокина, реставраторы Анна Хардина, Ильмира Фаридонова, Эльвира Галина, сотрудники отдела пропаганды Ольга Поленок, Наталья Лысцова и Вера Фролова, а также заведующая отделом науки Светлана Игнатенко.

– Не секрет, что картины быстро теряют свою первоначальную «свежесть», если за ними как следует не ухаживать. Как вы заботитесь о хранящихся художественных экспонатах?

– Действительно, как и люди, картины тоже «болеют», каждая требует особой заботы. Во всех наших выставочных залах установлены датчики, которые определяют состояние температуры и влажности. В коллекции есть картины, которые были в плохом состоянии. Но наши реставраторы вернули их к жизни.

Интересная история у одной картины. До реставрации она называлась «Женщина, читающая письмо» неизвестного художника. В процессе восстановления увидели, что она читает вовсе не письмо, а ноты. И оказалось, что она сидит за роялем. В левом нижнем углу картины обнаружили автограф самого автора – А. Глебова. Картина называется «Портрет дамы с нотами».

– Насколько сегодня музей Нестерова востребован у посетителей?

– Музей – это такое место, куда никогда «не зарастет народная тропа». Музей – это память веков. Не зря говорят, что, если народ не помнит свое прошлое, у него нет будущего. А наш народ, я уверен, помнит свое прошлое. Мы ведем учет количества наших посетителей. За 11 месяцев 2009 года музей посетили около 27 тысяч человек. В целом посещаемость у нас очень большая, мы постоянно перевыполняем планы.

Как так получилось, что выставка Дали прошла в Уфе?

– Коллекция Сальвадора Дали принадлежит Александру Ивановичу Шадрину – коллекционеру из Екатеринбурга, который и организовал эту выставку. С ним мы дружим не первый год. Он и раньше сотрудничал с музеем, привозил к нам картины известного художника Михаила Шемякина.

– А есть ли у нас в республике подобные коллекционеры?

– Есть и немало. В Уфе работают несколько картинных галерей, создаются корпоративные коллекции.

– В прошлом году в вашем музее проходило мероприятие «Ночь в музее». Насколько в

ообще нужны такие мероприятия?

– Конечно, необходимы. Они помогают увидеть музей со стороны. Ведь многие люди каждый день ходят мимо музея и ни разу в него не зайдут. Нужна какая-то интрига, чтобы завлечь зрителя. В этом году мы не смогли провести это мероприятие в связи с финансовыми трудностями.

– Чем еще можете порадовать зрителя?

– У нас экспонируются произведения не только наших местных художников, но и из других регионов. В следующем году хотим показать уфимцам Пикассо, Матиса, Церители. Будут и выставки работ уфимских авторов: Сергея Краснова, Бориса Домашникова.

– Как вас судьба привела в музей имени Нестерова?

– Уже почти семь лет я работаю в должности директора музея. Я сам художник, пишу картины, в то же время преподаю в Академии искусств. Когда предложили занять эту должность, не сразу согласился. Для меня административная работа, честно сказать, всегда представлялась «каторгой», большая ответственность и, в первую очередь, ответственность за людей. Поначалу было тяжело. Но впоследствии понял, что это не так уж и страшно.

– Сейчас продолжаете писать картины?

– Да, конечно. В ближайшее время планирую завершить работу над картиной, посвященной нашему городу.

– Откуда к художнику приходит вдохновение? Как он понимает, что именно этот сюжет надо изобразить?

– Все, на самом деле, не так просто. Внутри тебя должна появиться какая-то интрига. Как это бывает у меня? Я обычно долго хожу, думаю, мечтаю, размышляю. У меня произведения обычно идут от поступившей информации. Мечты и мысли затем воплощаются в зарисовки, построение композиции, цветовое решение. И все это время что-то ищешь, меняешь. Поэтому я всегда говорю: надо знать методику, основу. Не бывает такого, что захотел и написал. Для этого надо пройти подготовку. Так было, когда мы с Илдаром Гаяновым писали цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 года: «Утро на площади Сен-Жермен», «Парад башкирских войск на Елис

ейских полях», «Возвращение на Урал», серия «Сказание о Салавате».

– А почему вы захотели стать художником?

– Думаю, в выборе профессии мне помогли родители. Когда я был маленький, однажды увидел рисунок дяди на обложке книги. Там был изображен автоматчик в каске, идущий в атаку. Меня этот рисунок настолько поразил! Это я сейчас понимаю, что этот рисунок был примитивным, а тогда он мне казался необычайно захватывающим.

В детстве любил творить своими руками: делал лодки из бересты, в школе рисовал портреты. Помню, как-то на уроке математики однажды нарисовал учительницу, а соседка по парте меня «заложила». Учительница отвела меня к директору школы, он увидел портрет и сказал: «Смотри-ка, похожа». Он хотел, чтобы я рисовал, давал мне краски, бумагу. Кстати, он меня и отправил в художественную школу.

Мне всегда везло с учителями. Они вовремя направляли и показывали дорогу. А сейчас я сам стараюсь помочь молодым художникам.

– Есть ли у вас любимые художники?

– Мне нравится творчество живописца Фешина, пейзажиста Левитана, Нестерова за его высокую духовность, Врубеля, Брюллова. На самом деле, невозможно любить какого-то одного автора. У каждого есть что-то свое. Каждый раз что-то новое открываешь в зависимости от настроения, ситуации.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем