Город Борис Никишин, начальник управления по внебюджетной деятельности УГНТУ: «ЕГЭ – это вещь, к которой уже давно пора привыкнуть»

Борис Никишин, начальник управления по внебюджетной деятельности УГНТУ: «ЕГЭ – это вещь, к которой уже давно пора привыкнуть»

У высшего образования в России сейчас непростое время. Как переживает его один из лучших отраслевых технических вузов страны, рассказывает начальник управления по внебюджетной деятельности Уфимского государственного нефтяного технического университета Борис Никишин.

– Борис Викторович, как сегодня обстоят дела с трудоустройством выпускников вашего вуза?

– Мы один из немногих вузов в современной России, которые сохранили систему распределения выпускников и сделали даже больше. В рамках сертифицированной системы менеджмента качества нашего университета организация содействия трудоустройству выпускников является одним из 16 наиважнейших процессов, которыми мы управляем.

Ежегодно с 1 декабря у нас стартует процедура распределения, которая длится около 10 дней. Приезжают представители различных предприятий, и происходит предварительное распределение выпускников абсолютно на всех факультетах и специальностях. В последние годы в этой процедуре участвуют в среднем около 100 предприятий-работодателей. В рекордном 2007 году заявки на распределение прислали 149 предприятий. Поэтому у нас часто спрос на выпускников превышает предложение. В период с 2004 по 2008 минимальный процент распределения выпускников составлял 95%, максимальный – 98%. Нынешний год ознаменовался тем, что количество заявок несколько уменьшилось, и ряд работодателей в силу определенных моментов, возможно, кризисных или других, до нас не доехали. Но все равно мы в итоге трудоустроили 92% выпускников. За последние шесть лет это самый низкий показатель, но в абсолютном значении он очень высок! Таким образом, реальное содействие трудоустройству выпускников – неоспоримое конкурентное преимущество УГНТУ.

Еще у нас работает сайт клуба выпускников. Там каждый выпускник вуза регистрирует свою анкету, к ней имеют доступ и предприятия-работодатели. Они в свою очередь тоже регистрируются на нашем сайте, размещают там информацию о вакансиях.

Буквально недавно правительство нашей республики издало распоряжение об организации конкурса на лучшую службу маркетинга и содействии трудоустройства выпускников среди вузов. Мы обязательно примем участие в этом конкурсе, и я считаю, что наши шансы на победу велики.

– Как довузовское образование помогает школьникам и абитуриентам?

– На днях только я был в школе №83 на родительском собрании. Там у нас работают лицейские классы. С учениками этих классов занимаются в том числе и наши преподаватели. Эту программу мы запустили уже много лет назад. И она, безусловно, приносит свои плоды. К примеру, взять такой предмет, как черчение. Его преподавание в современной средней школе находится в удручающем состоянии. А у нас еще никто не отменял необходимости создавать чертежи, уметь их читать, выполнять по ним работу. В лицейских классах школы №83 черчение преподают преподаватели кафедры инженерной графики УГНТУ. И никаких проблем с «начерталкой» у выпускников этих классов в вузе не бывает. Да и в целом подготовка у выпускников таких классов позволяет ребятам без проблем поступать не только к нам, но и в вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

– А каков процент поступления в УГНТУ учащихся лицейских классов?

– По школе № 83 могу сказать точно: в последние два-три года 50-60 выпускников становятся нашими студентами, причем подавляющее большинство поступает на бюджетные места. 25-30 человек становятся студентами столичных вузов. Но тут имеет смысл сказать еще об одном конкурентном преимуществе УГНТУ. У нас компактный студенческий городок с современной развитой инфраструктурой. Все рядом: и учебные корпуса, и столовая, и общежития, и спорткомплекс. Максимум, что нужно, это перейти дорогу. В бюджете вуза ежегодно около 30 млн рублей предусматривается под текущий и капитальный ремонт. Мы ежегодно стараемся хотя бы один объект после полноценного ремонта или даже реконструкции сдать в эксплуатацию. Вот и на прошлой неделе состоялось торжественное открытие общежития № 3 после капитального ремонта, приезжал президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов. Далеко не все престижные столичные вузы могут похвастаться аналогичной социально-бытовой стороной организации учебного процесса. Да и жизнь в «стольных городах» дороже…

– УГНТУ считается в республике самым дорогим по платному обучению…

– Да, это не секрет, очное обучение у нас стоит от 70,5 до 96 тысяч рублей. Хорошее образование не может быть дешевым, а цены в 20-30 тысяч за год обучения я считаю вообще демпинговыми, хотя прекрасно понимаю, что далеко не все родители способны выкладывать по 100 и больше тысяч за обучение своего чада. Мы не стоим на месте, мы боремся за нашего «платного» студента. Так сегодня мы предлагаем нашим студентам гибкую поэтапную систему внесения оплаты. С ее помощью мы смогли обеспечить в 2009 году высокий уровень расчетной дисциплины нашего контингента: задержки по оплате обучения студентами-«очниками» сегодня единичны.

Хорошим подспорьем, считаю, может стать государственная программа предоставления образовательных кредитов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.2009 № 699. Смысл ее в том, что государство само выступает поручителем перед банком, выдающим студенту кредит. В течение первого и второго года пользования образовательным кредитом студент выплачивает только часть процентной ставки (40% и 60% соответственно). А возвращать основную сумму долга придется уже выпускнику, начиная через три месяца после окончания вуза. И здесь опять же наши выпускники имеют преимущество. Учитывая уровень зарплат в топливно-энергетическом комплексе, можно сказать, что наш выпускник вполне будет в состоянии погасить этот долг в течение первого года работы.

– Поделитесь, пожалуйста, своим мнением по поводу единого государственного экзамена…

– Мое мнение, что ЕГЭ – это вещь, к которой уже давно пора привыкнуть. ЕГЭ – это правильный механизм оценки, но подводит сама процедура его реализации. Изначально ЕГЭ задумывался как инструмент оценки среднего (полного) общего образования. Но постепенно свидетельство о результатах ЕГЭ фактически превратилось в экзаменационный лист поступающего в университет абитуриента. В последнее время акцент сделан именно на это! Отсюда и весь ажиотаж. Все считают: ой, как бы ЕГЭ плохо не сдать, а то никуда не поступишь!

УГНТУ в ЕГЭ участвует с 2002 года, с самого начала эксперимента в нашей республике. Что лично мне больше всего не нравится в ЕГЭ, так это его летний «вузовский» этап. Считаю, что органам управления образованием необходимо сделать все возможное, чтобы в июле единый госэкзамен никто не сдавал. Все надо завершить на школьном этапе в мае-июне.

Есть, например, такая категория абитуриентов, как выпускники колледжей. У них обязательный ЕГЭ не проводится, это не их форма итоговой аттестации. А чтобы поступить в вуз ему надо сдать единый госэкзамен. Выпускник колледжа идет в близлежащую школу на ЕГЭ записываться, а там, чего уж греха таить, его не пускают: мол, испортишь нам общую картину успеваемости. Я бы очень хотел, чтобы минобразования РБ адресовало всем директорам школ информационное письмо, недопустимости подобных препятствий, поскольку на самом деле это никак не отразится на аттестационных показателях школы. Если провести ЕГЭ только «в одну волну», я думаю, что процесс приема в вуз превратится в обычную канцелярскую работу.

– В этом году многие абитуриенты подавали документы сразу на несколько факультетов или даже на все сразу. Были у вас такие случаи?

– У нас правилами приема уже много лет предусматривается, что можно подавать документы и одновременно участвовать в конкурсе на три специальности. Этих трех, на мой взгляд, абсолютно достаточно. Когда абитуриент раскидывает заявления на самые разнообразные специальности, это вряд ли говорит о его целенаправленности и профессиональной ориентированности.

– Говорят, в ближайшее время вузы столкнутся с проблемой недобора…

– В прошлом году в стране было около 1 миллиона 300 тысяч выпускников, а в 2012 году их будет только 750 тысяч. Если принять как данность, что количество вузов в стране не уменьшается, то даже недобор «бюджетников» в вузах сегодня абсолютно реален. Я уж не говорю о платном обучении. Считаю, что в ближайшие три года поступать будет гораздо проще.

А недобор – это сокращение как студентов, так и преподавателей: учебная нагрузка тесно связана с численностью студенческого контингента. В качестве превентивной меры в нашем вузе реализуется такое антикризисное мероприятие, как сохранение студенческого контингента. Речь, в первую очередь, идет о плохо успевающих студентах. Естественно, речь не идет о том, чтобы всем «двоечникам» просто поставить тройки, чтоб не отчислять. Если традиционно считается, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», то мы сейчас организуем и проводим для таких студентов дополнительные занятия. В этой демографической ситуации есть и положительный момент: каждый студент в буквальном смысле становится нам дорог. Повышается и мотивация преподавателя: научить лучше (выгоднее, если угодно), чем отчислить! Раньше процент отсева после сессии доходил до 10 %, сейчас мы его сократили до 3-4 %.

– Вы ведь еще и преподаете. Насколько сегодня тяжела профессия преподавателя?

– Я, в принципе, не видел, чтобы люди сильно маялись и мучались от того, что они преподаватели, что это тяжелый труд. Никто ведь тебя не держит, ты можешь идти и реализовать себя в другой области. Не согласен с обывательским тезисом: «Если ты сам ничего не можешь, то идешь учить других». Большинство педагогов, уверен, работают по призванию, и это, на мой взгляд, самые лучшие учителя.

В вузе довольно много преподавателей, кто работает не только в студенческих аудиториях, но и в научно-исследовательских лабораториях, институтах, на производстве. Это очень результативно можно совмещать, на благо всем. Я, например, совмещаю преподавание с административной работой.

Возвращаясь к разговору о призвании… Думаю, что я тоже стал «наследственным» педагогом. С маминой стороны в роду в каждом колене (по крайне мере до пятого) присутствуют люди, имевшие отношение к этой профессии: инспекторы народных училищ, учителя, воспитатели детских садов. Моя мама – заслуженный учитель Башкортостана. Сестра тоже преподаватель. Наверное, для меня это в известной степени было предопределено свыше.

– Мечтали учить детей?

– Ну, так чтоб прямо-таки мечтал, не было. Но так получилось. Честно говоря, я почти до самого окончания 11 класса не имел четкого представления, куда поступать. Но интуитивно чувствуя, что я «гуманитарий», решил в итоге поступить на истфак Башкирского государственного педагогического института, что и свершилось.

Сегодня я преподаватель на 0,25 ставки, работе со студентами посвящаю один день в неделю. Для меня это, на самом деле, как выходной день, ничего, кроме удовольствия. Я стараюсь студентам не просто сообщить некую сумму знаний, но и приблизить их к формированию своего отношения к предмету изучения. Несмотря на то, что мы обязаны реализовать государственный образовательный стандарт, и содержание учебных занятий подчинено рабочим программам дисциплин, считаю свои лекции достаточно авторскими. Очень рад вопросам и живому общению с аудиторией.

– В вашей жизни были такие учителя, с которыми было действительно интересно?

– Конечно. Можно сказать, что с учителями мне, за редким исключением, везло. Школьным учителям я бесконечно благодарен за их преданность профессии и уважение моей формирующейся тогда личности. Вузовским преподавателям низкий поклон за профессионализм и за умение «видеть за лесом деревья». Намеренно не хочу выделять кого-то особо, все в той или иной степени сформировали меня таким, какой я есть сейчас. Но все же особую признательность, растущую с годами, хочу адресовать Константину Германовичу Миняеву, директору средней школы №16 города Уфы, вручавшему мне заветный аттестат. Ему удалось создать атмосферу, когда в школе хотелось быть даже без особого на то повода: задержаться после уроков, прийти вечером, навестить ее, будучи уже студентом. Его отношение к коллективу и к ученикам, как я начинаю понимать сейчас, было наиболее правильным.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем