Город Все мы – браконьеры

Все мы – браконьеры

Браконьер из Белебеевского района республики был оштрафован на 19 тысяч рублей за убийство двух серых лебедей-кликунов, занесенных в Красную книгу РБ. Охотник утверждал, что перепутал их с гусями...

Браконьер из Белебеевского района республики был оштрафован на 19 тысяч рублей за убийство двух серых лебедей-кликунов, занесенных в Красную книгу РБ. Охотник утверждал, что перепутал их с гусями.

На конец сентября 2009 года по данным Башкирской природоохранной прокуратуры было зарегистрировано 36 фактов браконьерства. В основном жертвами незаконных охотников становятся лоси и кабаны. Но и лебеди не застрахованы от пуль. Так, в 2008 году было зарегистрировано два случая убийства этих белоснежных красавцев.

Кстати, лебедь – красивая белоснежная птица, олицетворяющая нежность, верность, грацию и изящество – была выбрана Союзом охраны птиц России птицей года-2009. Напомним, что символ природоохранной работы – птица – выбирается крупнейшей российской организацией по сохранению видового разнообразия и численности диких птиц ежегодно, начиная с 1996 года.

Лебеди занесены в Красную книгу многих регионов России. Численность их постепенно восстанавливается с 70-х годов прошлого века, когда охота на них была полностью запрещена, но по-прежнему одним из основных отрицательно влияющих на их количество фактором остается именно браконьерский отстрел.

«В основном браконьеры наказываются штрафами и исправительными работами. Реальное лишение свободы им грозит только в случае, если речь идет о предварительном сговоре нескольких лиц для незаконной добычи, – рассказывает помощник Башкирского природоохранного прокурора Филюс Яхин. – Но эта часть применяется редко. На моей памяти браконьеров не приговаривали к реальным срокам лишения свободы ни разу».

Как пояснил начальник отдела выдачи лицензий и государственного учета объектов животного мира Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по РБ Камиль Биргулиев, такса за каждое убитое животное или птицу рассчитывается по специальной схеме. Также по спецметодике определяется и лимит представителей фауны, которых можно легально убить за охотничий сезон. Впрочем, порой природа сама мстит своим обидчикам. Мы уже писали о том, как пьяный браконьер, целясь в косулю, подстрелил своего сына.

24-летняя Анастасия Ревунова отрицательно относится как к браконьерам, так и к легальной охоте. Видимо, лицензия на убийство не оправдывает самого убийства. Тем более если речь идет об убийстве лебедя – редкой птицы, про которую создано столько легенд.

А вот бывалые охотники с девушкой не согласны.

«К браконьерам я отношусь нейтрально. У меня есть знакомые, живущие в отдалении от городов, которые частенько охотятся без лицензии, но они чтят кодекс охотника: «Бери столько, сколько нужно». Сам лично сталкивался с «аборигенами», которые живут в лачугах на окраине деревни и промышляют охотой, потому что по-другому нельзя, не проживешь, они «убивают, чтобы жить, но не живут, чтобы убивать». Я считаю, что таких людей наказывать не следует, – рассказывает обладатель охотничьего билета Султан Брюханов. – За себя могу сказать точно, что я никогда не буду стрелять в медведицу с медвежонком или лосиху с лосенком. Мои знакомые придерживаются того же мнения. А сколько пернатой дичи погибает при перелете, от токсичных выбросов, нефти и другой пакости на реках? Уверен, что намного больше, чем от стволов браконьеров. Я думаю, так никто и не ответит за это, потому что проще сказать: он – браконьер, и он губит природу. А между тем ни один нормальный охотник никогда в жизни не направит ружье на того же лебедя... или амурского тигра...».

Камиль Биргулиев также убежден, что настоящий охотник не будет браконьерствовать: пойманный на незаконной добыче животных может быть лишен охотничьего билета.

Впрочем, у каждого правила есть свое исключение. Так, весной 2009 года за браконьерство был осужден 42-летний охотник из Сибая, сообщает старший помощник прокурора РБ Лариса Кучина. Мужчина являлся членом общества охотников с 1982 года, прекрасно знал все правила и законы, но это его не удержало от убийства лося. Мужчину также приговорили к штрафу.

Интересно, что штрафы идут в бюджет государства, а не на защиту экологии.

Правда, убитое животное уже не воскресишь, но на эти деньги можно попробовать защитить других. Некоторые считают, что браконьерство можно ограничить, если установить ограничение на продажу сетей с мелкими ячейками или охотничье оружие. Но сотрудники правоохранительных органов уверены, что это ничего не даст. Ведь по сути это просто товар, который становится орудием преступления лишь в руках браконьера.

Камиль Флюрович убежден, что одной из мер, которые бы эффективно действовали против браконьеров, является хорошая работа охранных инспекторов: «Обычно на один район республики у нас примерно два инспектора, которые должны контролировать ситуацию. Но им необходима хорошая техника, а также требуется увеличить расходы на ГСМ, которые слегка урезали в период кризиса».

А вот Филюс Яхин убежден, что дело не только в контроле и ужесточении законов.

«Да, пожалуй, ужесточение законов может помочь, но я считаю, что следует несколько пересмотреть статью за браконьерство, надо ее дополнить, конкретизировать, например, определить разную степень наказания за незаконную добычу разных видов животных хотя бы в зависимости от того, редкий вид или нет.

Нужно и усиление контролирующих органов. Но главное – это повышение культуры. С самого детства необходимо воспитывать бережное отношение к природе. Да, мужчины по природе своей охотники, но надо реализовывать свои инстинкты в разумных пределах. Нужно повышать уровень нравственности, впрочем, это касается всех сфер жизни», – грустно улыбается Филюс Флюрович.

И дело не только в браконьерах, отстреливающих животных. Порой туристы, пришедшие на лесную полянку, оставившие после себя мусор, непотушившие костер, могут принести гораздо более непоправимый вред. У нас процветает крайне потребительское отношение к природе. К сожалению, душа человеческая меры и удержу не знает. Все мы в какой-то степени браконьеры. Если уж охотиться на кого-то, использовать что-то, то вплоть до полного истребления. Пока мы сами не поймем, что творим, вряд ли удастся изменить мир к лучшему.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем