Город Мухамет Харрасов, ректор Башкирского государственного университета: «Нет студента – нет университета, ибо нет студента – нет профессора»

Мухамет Харрасов, ректор Башкирского государственного университета: «Нет студента – нет университета, ибо нет студента – нет профессора»

" width=

«Оперативка в университете в понедельник начинается с того, что Мухамет Хадисович говорит такие вещи, которые в первую очередь должны знать деканы факультетов, коменданты общежитий», – признаются сотрудники Башкирского государственного университета. Это говорит о том, что в субботу, воскресенье ректор осматривает привузовскую территорию, а в понедельник делает замечания. Это ответственная работа – руководить старейшим вузом республики. Ведь в этом году Башкирский государственный университет отмечает 100-летие со дня своего основания. Мухамет Хадисович возглавляет БГУ с 2000 года. Как ректор он делает все возможное для того, чтобы университет сохранил статус ведущего вуза республики. Организаторскую деятельность Мухамет Харрасов совмещает с преподавательской: он руководит подготовкой аспирантов, является научным консультантом для докторантов. Он – физик-теоретик, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАЕН, член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан, заслуженный деятель науки РБ и России.

Мухамет Хадисович, откуда берет свое начало университет? Когда планирует вуз отмечать свое 100-летие?

– Приказ министра просвещения России о создании Учительского института, который и был родоначальником Башкирского государственного университета, был подписан 2 июля 1909 года. В соответствии с этим приказом Учительский институт открыт с первого июля 1909 года. И по распоряжению министра финансов началось финансирование работы этого образовательного учреждения. В сентябре этого же года состоялся прием воспитанников. Конечно, прием был небольшой. В целом, в разные годы зачисляли от 25 до 35 воспитанников, и за 10 лет своего существования институт подготовил всего 155 человек. Само открытие Учительского института состоялось 4 октября 1909 года, и, конечно, было бы логично отметить 100-летие в этом промежутке времени – с июля по октябрь. Но учитывая, что в летний период студенты уже разъезжаются, а осенью также очень много дел – учебный год нужно начинать, отмечается главный праздник – День Республики, мы хотим и планируем перенести официальное празднование 100-летия основания университета на конец ноября. В соответствии с указом президента РБ, постановлением правительства РБ и распоряжением правительства РФ, празднование намечено на 2009 год, но конкретная дата пока не определена. Сейчас эта тема активно обсуждается.

Что принес Учительский институт?

– Традиции 100-летнего вуза и традиции просвещения, в стремлениях постичь истину, учить добру были заложены в первые годы работы Учительского института. Безусловно, они нашли свое продолжение и в Институте народного образования, который был создан на базе Учительского института в 1919 году, и в педагогическом институте, созданном в 1929 году. И конечно, в классическом университете.

Выпускники Учительского института впоследствии стали известными государственными деятелями, работниками просвещения, образования.

Особо отмечу первого директора Учительского института Александра Николаевича Лесовского. Его должность звучала как статс-советник, одновременно он был попечителем женской Мариинской школы – очень старого заведения нашей республики. Александр Николаевич был передовым человеком, уделял большое внимание развитию образования. Учительский институт давал возможность приобщиться людям к науке. Изучали как гуманитарные, так и фундаментальные науки. Поэтому можно полагать, что общий уровень подготовки воспитанников был достаточно высокий, если после окончания они начинали работать в средних школах, а после революции преподавали, к примеру, в Институте красной профессуры в Москве. Можно отметить известного выпускника Учительского института – Ганията Нигматулловича Терегулова. Он является основоположником курортологии, известный специалист не только в нашей республике, но и по всему Союзу, по России. Был известным врачом, профессором Башкирского медицинского института. Таким образом, Учительский институт дал очень хороший толчок для создания профессионального высшего образования. Развитие высшего образования пошло достаточно активными темпами. И все наши ветераны, наши предшественники, которые работали преподавателями, заведующими кафедрами, деканами или же в ректорате – все внесли большую лепту в развитие образования в республике.

" width=

Мухамет Хадисович, вы занимаете должность ректора с 2000 года, что изменилось в вузе?

– Что изменилось? Реконструированы аудитории и лаборатории общей площадью в несколько тысяч квадратных метров, создана база для обучения более чем на 10 специальностях, расширена библиотека, в полную силу заработали профилакторий и спортивно-оздоровительная база для студентов, приобрели новый облик здания университета, начал свою деятельность ряд новых филиалов и представительств БашГУ.

Значительно улучшена материально-техническая база благодаря поддержке президента Муртазы Губайдулловича, правительства и, конечно, нашего учредителя Минвуза России. Лабораторные площади увеличились в полтора раза. Прежде всего, есть достижения в «социальной» сфере – удалось сдать два дома, около 70 семей улучшили жилищные условия. Получили хорошее развитие филиалы, за это время сдан учебно-лабораторный корпус в Сибае общей площадью 5500 квадратных метров. Существенно расширился Стерлитамакский филиал, сегодня в соответствии с потребностями предприятий взяли курс на подготовку специалистов среднего звена – бакалавров. Открыт новый филиал в Нефтекамске. Это очень важный наш филиал, включает три учебных корпуса, где обучаются 1700 студентов. Проведена основная работа по реконструкции предприятия БЭТО по улице Карла Маркса. При нехватке бюджетных средств и внебюджетных, работа идет не очень легко. Тем не менее, нам удалось сдать в эксплуатацию 9000 квадратных метров учебных площадей. Здесь занимаются три факультета – экономисты, географы и психологи. В этом же здании создан Технопарк, который успешно работает по направлению «геофизика» и сегодня развиваем направление по глобальной навигационной системе ГЛОНАСС. К сентябрю завершаем вторую очередь реконструкции Института права. В здании Института права построен новый спортзал, оборудована спортивная площадка.

В ближайшей перспективе – выделить несколько тысяч квадратных метров под геологический музей. Пока мы находимся немножко в стесненных условиях, то же самое относится и к археологическому музею, и к этнографическому музею. Но такая задача поставлена.

Как вы пришли работать в БГУ?

– История очень простая – я поступил в университет в 1966 году и остался здесь. В 1971 году окончил физический факультет Башкирского государственного университета. Другой истории нет. Все время работал в университете, за исключением обучения в аспирантуре и докторантуре. Учился в аспирантуре и докторантуре Московского государственного университета имени Ломоносова. Ну и работал еще за рубежом по командировке – в одном из алжирских университетов. После окончания докторантуры был заведующим кафедрой статистической радиофизики и связи, деканом физического факультета.

Какое место в рейтинге вузов на сегодня занимает Башкирский государственный университет? Согласны ли вы с оценкой?

– Есть независимые рейтинговые агентства, которые в разных направлениях проводят рейтинговые оценки вузов России. Мы ежегодно представляем объективные материалы, кроме того, один раз в пять лет проходит комплексная оценка всех направлений деятельности университета, в том числе – материальной базы, учебного, научного, кадрового потенциала, то есть рассматривается весь комплекс вопросов. БашГУ среди 90 классических вузов входит в первые 15, это достаточно высокий уровень, потому что в числе первых – МГУ, Санкт-Петербургский, Казанский, Саратовский университеты. Поэтому место в третьей пятерке мы считаем достаточно хорошим, что позволяет сказать – университет в целом выполняет свои задачи по обеспечению качественной подготовки специалистов. Работаем последовательно, прежде всего, поддерживаем дисциплину труда. И со стороны преподавателей, со стороны персонала, со стороны студенчества. Главное действующее лицо для нас – это, конечно, студент. Нет студента – нет университета, ибо нет студента – нет профессора.

Каким, по вашему мнению, должен быть КПД вуза (то есть какой процент выпускников должен оставаться в науке/заниматься преподавательской деятельностью)?

– На этот вопрос трудно ответить, так как подобные анализы мы не проводим. Конечно, кадры должны воспроизводиться. К тому же наш ВУЗ готовит кадровый состав не только для БашГУ, выпускники после защиты диссертаций работают практически во всех высших учебных заведениях республики – это математики, физики, химики. Мы работаем и работали над тем, чтобы расширялись аспирантура и докторантура. А чтобы восполнить кадрами наши филиалы, ученый совет БГУ принял специальное решение – за счет средств университета ежегодно принимать до 15 студентов для подготовки их к работе после окончания в БГУ. Это серьезные затраты на подготовку научно-педагогических кадров для университета и его филиалов. А те планы, которые спускаются по аспирантуре, для нас недостаточны.

" width=

Какие мероприятия (комплекс мероприятий) проводятся для привлечения в науку молодых ученых (аспирантов)?

– В университете согласно решению научного Совета ежегодно проводится конкурс среди молодых ученых, в котором принимают участие и аспиранты. И ежегодно определяются победители – 10 человек по гуманитарным направлениям, 10 человек по естественно-научным направлениям. Этот конкурс пользуется большим успехом. Естественно, он подразумевает и материальное вознаграждение, что является определенным стимулом. Такой опыт мы переняли из МГУ. Кроме того, на протяжении нескольких лет в соответствии с указом президента республики проводится республиканский конкурс в области науки и техники среди молодых ученых. И ежегодно выделяются значительные премии для молодых ученых, среди которых есть молодые преподаватели, аспиранты БашГУ. Кроме того, существуют и гранты федерального уровня. Фонда Потанина, например. Трое из молодых научных сотрудников получают такие гранты. В целом как по стране, так и в республике поддерживают молодых ученых, и мы в университете, имея небольшие возможности, стараемся стимулировать научно-исследовательскую работу.

Ведёте ли вы статистику трудоустроенности студентов после окончания БГУ, то есть, каков процент работающих по специальности людей?

– Такую статистику мы ведем. Хотя по закону понятия трудоустройства с точки зрения распределения как в прежние годы нет, тем не менее, в университете все годы непрерывно занимаемся распределением студентов. Но 2009 год особый, и об этом часто говорилось на совещаниях в Федеральном агентстве по образованию и Министерстве образования и науки. В самом начале кризиса была озабоченность тем, чтобы выпускники высших учебных заведений, техникумов и колледжей нашли работу, не остались на улице. Работали напряженно по обеспечению трудоустройства выпускников. И, конечно, эта работа начинается на уровне кафедр, факультета, учебно-методического управления, управления кадров.

Из 4200 наших выпускников на сегодняшний день в неопределенном состоянии находятся 39 человек. Это чуть более 1%. Этот показатель сам по себе говорит обо всем. В принципе, нам самим в университете нужны специалисты – вспомогательный персонал, лаборанты. Но пока, к сожалению, наши выпускники не проявляют особого желания, чтобы прийти на работу, где зарплата будет 4330 рублей.

Как кризис отражается на работе вуза?

– Мы чувствуем и влияние кризиса, и влияние самих антикризисных мер. Но иногда антикризисные меры понимаются нашими студентами не совсем правильно. В частности, было телеобращение президента России Дмитрия Медведева с тем, чтобы в вузах дать возможность перевестись студентам с платных форм обучения на бюджетные. Если государство выделило деньги и есть студенты, которых можно перевести, то, конечно, бюджетные места должны быть заполнены. Понятно, это очень хорошая мера, и она нашла полную поддержку. Однако президент говорил прежде всего о студентах-отличниках. А вот некоторые студенты недопоняли и сразу же стали писать заявления о переводе.

Какие требования к студентам для перевода с платной формы обучения?

– Требуется отличная учеба в четырех семестрах, то есть перевод невозможен с первого курса. Учитывается и труд, и учеба, и активное участие студента в общественной жизни.

На сегодняшний день в университете переведены 56 студентов с платных форм обучения на бюджетные.

" width=

Каково сейчас соотношение между бюджетными и платными местами в БГУ?

– Половина на половину. Как и в целом по России.

Увеличивать количество платных мест не планируете?

– Нет.

Во сколько обходится вузу один студент?

– Около 40 тысяч рублей в год. Эту цифру мы постоянно анализируем. Здесь двоякий подход, когда, во-первых, отчитываемся выше по финансам, и, во-вторых, когда рассчитываем стоимость обучения в год на платной основе. Сегодня уровень оплаты обучения примерно соответствует стоимости бюджетного студента. Конечно, мы дифференцируем оплату коммерческого обучения в зависимости, от того филологический факультет или, скажем, экономический – разница есть, кроме того, ежегодно анализируем, как идет подача заявлений. Мы должны дать возможность получить образование, при этом учитываем, что размер оплаты должен быть подъемным.

С этого года традиционные выпускные экзамены в школах заменили единым госэкзаменом. Как абитуриенты будут поступать в БГУ? Какую позицию вы сейчас занимаете по поводу ЕГЭ?

– Закон не обсуждается, он исполняется. В этом году на дневное отделение будем принимать только на основе ЕГЭ. Есть соответствующие приказы, и мы в своих правилах приема все это четко отразили. Правила были размещены на университетском сайте. Например, будущие экономисты сдают русский язык, математику в обязательном порядке, а также обществознание или иностранный язык. Из четырех два предмета даются на выбор. Я считаю, что такую альтернативу нужно было дать по всем специальностям. Что касается моего отношения к ЕГЭ... Верховный суд рассмотрел в Москве обращение родителей и признал, что ЕГЭ соответствует Конституции. Мы должны исполнять закон.

Правда, окончившие школу в прошлых годах, те, кто поступают по сокращенной программе, на заочное отделение, могут сдать экзамены в обычном порядке. Кроме того, сейчас активно развивается олимпиадное движение. Это очень эффективный способ приема абитуриентов на первый курс. Если школьник – победитель республиканской или городской олимпиады, и даже если он одержал победу в районной олимпиаде по математике, по физике, я бы его зачислил без всяких вступительных экзаменов, потому что он лучший в знании предмета, кто, как не он, достоин обучения в вузе?

Сейчас говорят о заметном снижении «уровня» студента. Что вы могли бы сказать по этому поводу? Каков портрет современного студента?

– Конечно, беспокоит, то, что современная молодежь мало читает, общий уровень грамотности в области литературы и русского языка стал ниже. Да и не только по гуманитарным предметам, но и по естественным. В тоже время сегодня студенты очень хорошо знают компьютеры, изучают уже усиленно информатику в школах, есть интерес. Время меняется, меняются ориентиры, меняются возможности. Смотрите, дети 3-4 лет умеют немало, как справляются с техникой! А наше поколение? В журнале «Наука и жизнь» шла целая серия моих статей о том, как программировать на калькуляторах. И это было относительно недавно – в 1985-87 годах. Наши студенты уже на занятия ходят с ноутбуками. А ведь такие компьютеры занимали у нас пол-этажа! Сегодня студент ничем не хуже, просто нужно научить молодежь делать правильный выбор. А это одна из задач системы образования.

" width=

Мухамет Хадисович, вы известный ученый – физик, над чем работаете в данный момент, если не секрет? Есть ли новые разработки?

– Моя организаторская работа занимает немало времени, однако я руковожу подготовкой аспирантов, являюсь научным консультантом для докторантов. И у меня еще много черновиков, которые нужно дорабатывать. Сказать могу, что науку не бросил.

Удается ли в суматохе будней находить время для себя? Чем вы увлекаетесь?

– Я не охотник, не рыболов. (Улыбается.) Я занимаюсь внуком. Сейчас у него самый любознательный возраст. Даже пусть буду уставший, в 10 вечера, я обязательно заглядываю к внуку, мы вместе играем. «Уль-Атай (дедушка – Прим. авт.), а ты еще придешь?», – спрашивает он меня. (Улыбается.) «Конечно, приду», – отвечаю я.

Книги успеваете читать?

– Да, успеваю. Когда бываю в Москве, стараюсь обязательно зайти в книжный магазин «Дом технической книги» или в МГУ просмотреть литературу. Среди недавно прочитанных книг – книга Евгения Примакова «Мир без России», а также «Будущее науки», в ней выдвинута версия о том, что будет с наукой через 50 лет. Читаю художественную литературу, исторические книги, часто просматриваю подарочные издания. В доме много книг, всегда есть, что почитать.

Что вы считаете своим главным достижением?

– У меня есть круг друзей, на которых я всегда могу положиться. Это главное достижение. Друзья есть в Москве, среди ученых, среди академиков. А если говорить не отвлеченно – немаловажное достижение в том, что вместе с коллективом мы сохранили лицо университета. Мы сохранили и развили традиции, способствовали поднятию престижа университета среди образовательного и научного сообщества. У нас стало больше друзей среди университетов, расширили зарубежное сотрудничество. В любом случае, это очень важно – сохранить то, что есть, укрепить и развить. Это в большей степени заслуживает уважения.

Фото: Фото из личного архива Мухамета ХАРРАСОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем