Город «Пивной дозор» прошелся по Уфе

«Пивной дозор» прошелся по Уфе

В четверг, 18 июня, в Уфе проводилась акция «Пивной дозор», направленная на предотвращение продажи пива несовершеннолетним в рамках проекта Союза российских пивоваров «Есть 18? Подтверди!»...

" width=

В четверг, 18 июня, в Уфе проводилась акция «Пивной дозор», направленная на предотвращение продажи пива несовершеннолетним в рамках проекта Союза российских пивоваров «Есть 18? Подтверди!».

Четыре отряда волонтеров Союза демократической молодежи Башкортостана совместно с представителями пивоваренной компании «Балтика» обходили торговые точки, где продают спиртное и следили за тем, чтобы пиво не продавали несовершеннолетним, а у «подозрительных лиц» спрашивали паспорт. Три отряда действовали в центре, одна группа – в Черниковке. Причем ребята сами предложили этот маршрут.

«Мы хотим, чтобы наша нация была здоровой. Я сама не пью пиво и мои друзья ведут ЗОЖ. Если я увижу, что в магазине продают пиво подростку, то, скорее всего, обращусь сначала к продавцу, потом постараюсь связаться с родителями ребенка. Мне кажется, что такие вещи, в первую очередь, должны пресекаться самими родителями», – рассказывает 18-летняя активистка СДМРБ Индира Загитова.

В рейде принимали участие и представители правоохранительных органов, инспекторы по делам несовершеннолетних. По мнению блюстителей порядка, такие рейды помогают хотя бы тем, что продавцы ощущают определенный контроль.

Продавщица в одном из магазинов Оксана Уразбахтина призналась, что некоторые подростки весьма агрессивно реагируют на предложения показать паспорт, но чаще просто разворачиваются и уходят.

Инициатором акции стала пивоваренная компания Балтика.

«Мы производим продукцию не для детей, а для взрослого населения, для людей, которые в состоянии нести ответственность за свои поступки», – объясняет позицию компании менеджер по связям с общественностью ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Екатерина Селезнева.

А главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявил в одном из своих выступлений, что не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а «пивной алкоголизм» среди юного поколения.

И врач не так уж далек от истины.

«Понятие «пивной алкоголизм» существует уже давно. Причем, он гораздо более злокачественный чем обычный, – говорит заместитель председателя комитета по здравоохранению и фармации администрации Советского района Уфы, практикующий психотерапевт Вадим Иванченко. – В России до определенного момента его не было, так как употребление пива было недостаточным. Потом власти стали проводить политику вытеснения более сильных алкогольных напитков более слабыми, и возникло это явление».

Надо сказать, что еще в XIX веке англичане, борясь с алкоголизмом, решили вытеснить крепкие алкогольные изделия пивом, но «пивной закон» лишь усугубил пьянство.

Некоторые наркологи называют пиво «входными воротами» алкоголизма. Пивной алкоголизм дольше формируется (от одного года до нескольких лет), но тяжело протекает. И выход из такого запоя очень длительный. Последствия его более разрушительные. Мозг и печень страдают в первую очередь. В организме повышается объем циркулирующей жидкости, следовательно, увеличивается нагрузка на сердце и почки, а это приводит к развитию серьезных патологий.

И к сожалению, «пивной алкоголизм» с каждым годом омолаживается. Вадим Дмитриевич признался, что будучи членом комиссии по делам несовершеннолетних, ему часто приходилось разбирать ситуации, когда подростка задерживали с бутылкой пива.

«Интересно само отношение общества к этому явлению. Если, например, к продаже водке несовершеннолетним относятся достаточно серьезно, то на продажу пива смотрят сквозь пальцы. Порой на комиссии сами родители начинают заступаться за детей: «Мол, ну выпил пива, ну и что? Подумаешь, великое дело...» – рассказывает заместитель председателя Комитета по здравоохранению и фармации.

Старший инспектор по делам несовершеннолетних УВД Уфы Лилия Макаева не понаслышке знает, чем может окончиться это «невеликое дело».

«С начала года подростками в состоянии алкогольного опьянения совершено 17 преступлений, за распитие спиртных напитков задержано более 300 детей, зафиксировано 20 отравлений алкоголем, в том числе и пивом. На учете в данный момент состоят девять подростков с диагнозом «алкоголизм». Но это только те, что состоят на учете. А сколько их на самом деле, никто не знает», – рассказывает Лилия Рауфовна.

Еще в 2005 году был принят закон, запрещающий продажу спиртного лицам, не достигшим 18 лет. Закон приняли, но вот реально он так и не заработал...

Для того, чтоб повысить его эффективность, Союз российских пивоваров и разработал акцию «Есть 18? Подтверди!», в основе которой лежит принцип проверки продавцом возраста покупателя, как главного условия реализации запрета на продажу пива несовершеннолетним.

Кстати, «Пивные дозоры» активно поддерживают и звезды эстрады. Так, по Самаре в одном из «дозоров» ходил Максим Покровский. В Уфе тоже решили пригласить местных звезд, правда, Марсель Еникеев из группы «Бигматур» в сам рейд так и не сходил, но сказал, что поддерживает инициативу полностью.

Надо сказать, то рейды пройдут по 12 городам России, около семи уже оказались проверены на «знак качества», в трех выявлены нарушения. Выяснилось, что одним из лидеров «черного списка» является Алма-Ата.

А вот наша столица приятно порадовала гостей отсутствием явных нарушений. За все время скитания по торговым точкам нам удалось лицезреть только одну группу девушек, которые покупали пиво, чтоб отметить госэкзамен. Кстати, продавщица попросила их предъявить паспорт, так как выпускницы выглядели слишком юными для своих 20-22 лет. А другая группа студентов, поддавшись общему энтузиазму, даже предложила новый слоган для кампании: «Есть голова – нет пиву». Однако представители «Балтики» юных рекламных гениев отчего-то не поддержали...

Впрочем, о реальной статистике этот «законопослушный» поход не говорит. Стоит сказать, что время для «дозора» было выбрано крайне «удачно» – с 4 до 6 часов вечера. Как пояснили нам представители из Самары, в их городе время суток большой роли не играет. Встретить на улице подростка с пивом можно и утром, и днем, и вечером. К уфимским детям это, как выяснилось, не относится.

Но конечно, это далеко от истинного положения дел. Если прогуляться вечером часов в 8-9 по берегу Кашкадана или по набережной реки Белой, проблем с поиском нарушителей не будет.

Как же все-таки бороться с этим явлением?

Организаторы акции уверены, что изменить в первую очередь нужно само общество. Но есть ряд «но»...

Один из руководителей отряда «Дозора», 17-летний Глеб Савельев убежден, что немаловажную роль играет пропаганда пенного напитка: «Когда, например, в рекламе показывают, как красиво наливают пиво в стакан, красивый видеоряд, удачный текст – и все, в подсознании формируется определенный стереотип».

С ним согласна и преподаватель БГМУ Эльвира Хамитова: «Молодежь поддается стадному чувству и «моде», которая насаживается с экранов телевизоров».

Нельзя не согласиться, что порой создатели рекламных роликов действительно увязывают воедино успешную жизнь и бокал пива.«Стремись к лучшему», «осветляйся», «засвети свой подвиг общения» – вот лишь некоторые лозунги, выдвигаемые производителями пенного напитка. Реклама пива разрешена только после 22:00, но это не значит, что подростки ее не смотрят.

Кроме того, Вадим Иванченко убежден, что нужно ужесточить законодательную базу вплоть до уголовной ответственности и отзыва лицензии за продажу пива несовершеннолетним.

Кстати, по закону продавец не имеет права требовать показывать документы, также как и покупатель не обязан его предъявлять. Продавец вправе отказать, если у него есть сомнения в возрасте потребителя. Но не исключено, что покупатель просто выглядит моложе своих лет, и тогда отказ является прямым нарушением прав потребителя.

Пивовары потребовали законодательно оформить право продавца требовать документы, но пока он не прошел.

Но стоит ли повторять фразу о необязательности исполнения самых строгих законов. А вот изменить отношение людей на самом деле не так сложно, как кажется.

Опрошенные нами продавцы, кассиры, говорили о том, что не стали бы продавать пиво подросткам хотя бы потому, что у них самих есть дети.

Менеджер торгового зала сети «Матрица» Елена Пермякова сказала, что она строго следит за этим, более того, периодически с продавцами проводятся профилактически беседы на эту тему. «Я сама мать, и я бы не хотела, чтобы моему ребенку продавали пиво», – объясняет Елена.

Администратор одного из летних кафе Екатерина заявила, что стоит вообще повысить возрастной ценз до 21 года: «Дети же еще маленькие. Они только кажутся взрослыми, а организм еще молодой. Нет, я считаю, что и в 18 рано пить пиво».

Воистину, мир таким, какой он есть, мы делаем сами.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем