Город Призвание учить

Призвание учить

В Уфе состоялось открытие городского конкурса «Учитель года столицы Башкортостана – 2012». В этом году конкурс отмечает 15-летний юбилей. За это время он уже давно отошел от традиционного формата экзамена для педагогов, превратившись...

В Уфе состоялось открытие городского конкурса «Учитель года столицы Башкортостана – 2012». В этом году конкурс отмечает 15-летний юбилей.

За это время он уже давно отошел от традиционного формата экзамена для педагогов, превратившись в совместное собрание для обмена педагогическими идеями и методическими предложениями. Однако главные цели состязания остались прежними – выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение, повышение престижа учительской профессии и распространение успешного опыта педагогической практики. Конкурс дает возможность раскрыть многогранный талант учителя, пропагандирует передовые идеи в области образования, создает условия для творческого роста и самореализации учителей.

Педагогический стаж участников разный – от 3 до 25 лет. Многие считают, что сложнее будет молодежи. Хотя это вопрос спорный, ведь иногда гораздо сложнее подтвердить квалификацию, чем добиться первого успеха. Впрочем, сам конкурс учителей привлекает вовсе не соперничеством. Обмен опытом – вот что действительно важно.

«Для меня конкурс – трибуна, с которой можно заявить о себе, площадка для профессионального роста и творческого развития, и, конечно же, обмена опытом», – убеждена учитель начальных классов СОШ №118 Маргарита Потапова.

За звание лучшего будут бороться 56 учителей-предметников образовательных учреждений Уфы, победители и призеры районных конкурсов профессионального мастерства педагогов.

В течение десяти дней им придется проводить мастер-классы для своих коллег и родительские собрания в школах, налаживать работу виртуальных методических объединений, демонстрировать эрудицию и способность активно пользоваться новыми информационными технологиями.

Кроме того, участники конкурса должны представить на суд жюри свои авторские работы, ранее не участвовавшие в конкурсах: доклады, рефераты, учебные пособия, разработки уроков, поделки, фотографии, видеозаписи, а также рекомендации, рецензии, представления, отзывы, экспертные оценки творческих достижений педагога.

Ответственным испытанием станут «Дебаты». Это задание включает блицопросы, дискуссию по определенной теме и ответы на вопросы членов большого жюри и журналистов. Проведение дебатов позволит выявить интеллектуальный и общекультурный уровень, эрудицию учителя, способность убеждать слушателей и вдохновлять их на разрешение поставленных проблем.

«Особенность этого года – мы впервые проводим конкурс по изучению интернет-сайтов учителей, – отмечает директор Научно-информационно-методического центра Вариса Асабина. – Сейчас по новым стандартам каждый участник должен создать свой профессиональный сайт. Члены жюри будут изучать сайты учителей, и у нас будет отдельная номинация победителя, кто не только ведет, но и активно обновляет свой педагогический сайт, создает видеоуроки, применяет информационные технологии».

Помимо победителя основного состязания, будут определены «Учитель года башкирского языка и литературы», «Лучший учитель русского языка и литературы», «Лучший учитель татарского языка и литературы» и «Лучший учитель физической культуры».

К сожалению, учителей-мужчин в этом году очень мало – всего трое, а в основном конкурсе – только один. Преподаватель-организатор ОБЖ гимназии №64 Сергей Черепанов – профессиональный военный, подполковник в отставке, за плечами которого 33 года военной службы в ракетных войсках стратегического назначения. Байконур, Капустин Яр, Семипалатинск – через какие только тернии не пришлось пройти этому учителю. Накопленный уникальный опыт он старается передавать своим воспитанникам, делая упор на его практическое применение.

«Основная моя методика – научить детей тому, что может им пригодиться в жизни, потому что мы живем в такое тяжелое время, когда очень много чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а как себя вести, многие просто не знают, – считает Сергей Черепанов. – Себе и своим детям я всегда ставлю планку как можно выше. Какую планку поставишь – такую и преодолеешь».

Соревноваться с дамами подполковник не боится. «Учитель города» не конкурс красоты, поэтому подкупать жюри он собирается исключительно знаниями.

Другой участник, учитель физкультуры СОШ №159 Михаил Сиухов – кандидат в мастера спорта по лыжному двоеборью. Основной своей задачей преподаватель ставит повышение безопасности занятий спортом с помощью современных здоровьесберегающих технологий.

«Я разрабатываю программу, задача которой – уменьшение риска травматизма с применением видеоанализа занятий преподавателя с детьми, пульсометрии до, во время и после нагрузки, – говорит Михаил Сиухов. – Преподаватели и дети могут анализировать состояние своего физического развития и планомерно его повышать».

Профессию педагога трудно переоценить. Именно учитель закладывает основы знаний, воспитания наших детей, граждан республики и России. Поэтому его труд одинаково важен и для детей, и для родителей, и для государства.

Однако профессия школьного учителя, некогда почетная и уважаемая в нашем обществе, давно перестала привлекать россиян. Согласно опросу, проведенному одним из интернет-порталов, труд педагога сегодня считает престижным лишь пятая часть (21%) россиян. Большинство наших сограждан (64%) придерживается противоположной точки зрения. Главная причина, по которой россияне не считают труд педагогов престижным, – низкая оплата труда. Несмотря на обещания властей довести зарплату учителей до средней по экономике региона, педагоги продолжают жаловаться на нищенское существование.

Правда, на открытии конкурса начальник Управления образования администрации Уфы Азамат Сайфуллин сделал ошеломившее многих присутствующих заявление: «У нас в этом году заработная плата учителя поднялась достаточно высоко, и в 4 квартале составила в среднем 18 600 рублей, а по некоторым районам даже выше».

Однако ропот, пронесшийся по залу, говорил о том, что большинство учителей не разделяло уверенности чиновника. Становится ясно, что явно не все педагоги получают такую зарплату. Итоговая сумма зависит от квалификации и стажа учителей, их профессиональных заслуг и достижений. Молодой учитель, только-только окончивший педагогический университет, не может получать столько же, сколько и заслуженный педагог с большим стажем.

Так что пока учителям приходится, что называется, из кожи вон лезть, чтобы получать более-менее адекватные деньги за свой труд.

Кстати, как отметил Азамат Сайфуллин, призовой фонд конкурса пока держится в секрете.

И все же для большинства участников победа в этом конкурсе не главное. Здесь нет проигравших. Те знания, которые учителя получают в процессе общения со своими коллегами, бесценны. Их всегда можно применить в своих учебных заведениях. А инновационные результаты конкурсов прошедших лет входят в образовательную жизнь республики.

Фото: Видео Рустема ВАЛИДОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем