Город Почему молодежь не идет работать в школу

Почему молодежь не идет работать в школу

Уважаемый читатель, наверное, нет среди нас такого человека, который хотя бы изредка не вспоминал свои школьные годы. Для кого-то они были чудесные, для кого-то – не очень, но всех без исключения не могут оставить равнодушными память о первом учителе, о первой полученной пятерке, о красочном букваре в перепачканном мелом ранце и первых, таких страшных словах: «Петров, к доске!» Разве это можно забыть?

Сейчас мы – взрослые люди, закрученные вихрем жизненных проблем, давайте на миг остановимся, присядем и поразмышляем о нашей школе. О тех, кто учит доброму, разумному и вечному уже наших детей и внуков, об учителях. Так уж получилось, что про наше образование, его проблемы и достижения говорят во весь голос один раз в году, на День знаний. Десятки букетов с цветами от благодарных учеников и родителей, торжественные речи приглашенных ответственных чиновников в этот погожий сентябрьский денек сглаживают, но, конечно же, не решают всех проблем, накопившихся десятилетиями в образовании. Думаю, что одна из главных – это кадры.

Молодые, энергичные, с чистым сердцем и светлыми помыслами выпускники после окончания педвуза становятся менеджерами, риелторами и бог знает кем еще, но в Alma Mater не идут. А если и идут, то буквально единицы, и через год-два опять же уходят на вольные хлеба из-за никудышной зарплаты и отсутствия дальнейших карьерных, жилищных, личностных перспектив.

Немного цифр из официальных источников. В республике на 1 января 2015 года функционируют 3,4 тысячи образовательных организаций, где работают 35,5 тысяч учителей. Целая армия педагогов обеспечивает условия обучения для 883 тысяч школьников и студентов. На это республикой ежегодно выделяется 55 миллиардов рублей. Это треть бюджета Башкирии. Средняя зарплата учителя, опять же по официальным источникам, порядка 24 000 рублей в месяц. Только у вчерашнего выпускника, без стажа и категории, она раза в два меньше.

Так почему же выпускник не идет в школу? Давайте разбираться. Только Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы ежегодно выпускает около 1000 специалистов педагогического профиля, а ведь кроме этого есть Башкирский государственный университет и еще 13 средне-специальных образовательных учреждений республики. Казалось бы, специалистов хватит на всех. Только мы все прекрасно знаем, что в школу реально идут очень немногие. Вот результаты опроса будущих педагогов Кемеровской области. Девять из десяти студентов не хотят идти работать по профилю, мотивируя это самыми различными причинами. Не думаю, что наши цифры далеки от сибирских. Наверняка есть такая статистика, но они никогда ее не озвучат в силу понятных причин. Но это не вина педуниверситетов, а скорее беда. Реальная же востребованность в молодых кадрах высочайшая.

Даже если молодой специалист надумал прийти в школу, места там для него просто нет. У нас 3,5% (1262 человека) от общего числа педагогов – это учителя со стажем работы до двух лет. Как раз те самые молодые кадры. Можно сказать число их – в пределах статистической погрешности. Про мужчин-педагогов я вообще молчу. Их просто нет. Зато 12,2% (4339 человек) – учителя пенсионного возраста. Только они дорогу молодым давать не торопятся. Наши пенсии достойный образ жизни разве что в бывших республиках СССР могут обеспечить. А вот прибавка к той же пенсии весьма весомая. Вот и топчутся выпускники перед школой, где за порог их даже близко не подпускают. К слову сказать, по оценкам психологов, через 10-15 лет работы в образовательном учреждении происходит полное эмоциональное выгорание педагогов. Говоря по-простому, учитель утрачивает энтузиазм в работе, накапливается психологическая и физическая усталость, то есть специалист становится профнепригодным. А ведь он не кирпичи в штабель складывает, он строит будущую личность!

Кстати, по поводу кирпичей. Одним из способов удержания молодого специалиста в образовательном учреждении является предоставление жилья. Раз государство не может платить достойную зарплату, так пусть даст возможность либо купить квартиру по субсидируемой ставке ипотеки, либо предоставит хотя бы служебное жилье. С медиками ведь получилось. Программа «Земский доктор» тому пример. Или врач обществу нужнее, чем педагог?

Здесь же встает ребром вопрос об уважении к учителю, его непростой и неспокойной работе. Увы, в последнее десятилетие эта профессия перешла в разряд услуг. Пусть и образовательных. Клиент всегда прав? Дети, как локаторы, мгновенно улавливают и транслируют эту информацию своим друзьям, родителям. Не имеете права, я не обязан, буду жаловаться – это те слова, которые недавние выпускники постоянно слышат в свой адрес. Не все выдерживают, ломаются и школа теряет очередного Макаренко, Ушинского, Сухомлинского.

Профессиональный рост, жилье, заработная плата, рабочие места – это те критерии, по которым можно понять, как обстоят дела в любой отрасли экономики республики, любой профессии. Привлечение и социализация молодых педагогических кадров в этом плане у нас в республике далеко не на высоте. На сегодняшний день отсутствует какая-либо республиканская целевая программа в этом направлении. Так, например, республиканская целевая программа «Педагогические кадры РБ» на 2010-2012 годы предусматривала финансирование в размере 64 млн рублей. Цифры просто смешные.

1 сентября. Праздник со слезами на глазах. Нам в этот день можно помечтать, порадоваться, немного погрустить. Каждый год в недалеком прошлом, рядом со счастливыми первоклашками стояли такие же счастливые и гордые молодые педагоги, которые вместе со школьниками впервые перешагивали порог любимой школы, чтобы учиться, чтобы творить. Очень хочется эти времена вернуть. Главное – верить.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Об авторе: Олег Гайсин. Живу в небольшом провинциальном городке Туймазы, на западе республики. Так как почти всю свою сознательную жизнь – в образовании, то разбираюсь в этом неплохо. Веду актуальные образовательные проекты, пишу статьи на общественно-значимые темы. В основном, конечно же, по своему профилю. Один из моих коньков это вопросы системной профориентации школьников. Веду блог.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем