Бизнес Галина Фасхутдинова, директор школы Альфа, заслуженный работник культуры Башкортостана: «Частная школа выполняет все задачи, поставленные перед образованием»

Галина Фасхутдинова, директор школы Альфа, заслуженный работник культуры Башкортостана: «Частная школа выполняет все задачи, поставленные перед образованием»

В 1990-е годы в сфере образования появились новые игроки – негосударственные учебные заведения, которые трансформировали старую систему в быстро развивающийся рынок образовательных услуг и обеспечили богатый выбор новых форм и методов обучения. Сегодня негосударственные детские сады, школы и вузы успешно конкурируют с государственными, и в глазах потребителей само это деление стало во многом условным и архаичным. Совершенно естественно, что любого, кто желает получить образование, в первую очередь интересует уровень и качество предлагаемых образовательных услуг, а отнюдь не форма собственности учебного заведения. О том, как сегодня строится образовательный процесс в частной школе, с чем приходится сталкиваться в работе, мы говорим с директором негосударственной школы Альфа Галиной Фасхутдиновой.

– Галина Николаевна, в чем, с вашей точки зрения, плюсы частного образования и необходимость его существования в России?

– Негосударственное образование обладает ярко выраженной общественной и государственной значимостью и перспективностью. С момента зарождения оно ни в коей мере не рассматривалось в качестве временной формы образования. Наоборот, оно исходно формировалось как опережающий сектор и особый уклад единой общегосударственной системы образования.

В целом, формирование негосударственного сектора является одним из реальных положительных результатов реформы образования. Оно создало зону опережающего качества образования, позволило выйти на решение проблемы личностно-ориентированного обучения с учетом разных категорий детей и дифференциации запросов населения. За годы инновационной деятельности в НОУ (негосударственных образовательных учреждениях) создано большое количество методических и дидактических разработок, составляющих базовый организационно-методический капитал российского образования в целом.

Являясь по организационно-юридической форме негосударственным, этот уклад полностью реализовывал государственные задачи. НОУ с самого начала регламентировались государством и так же, как и государственные учебные заведения, последовательно проходили процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации (за тем лишь исключением, что их финансирование производилось не из бюджетных средств, а за счет родителей).

Существует ряд причин, почему население выбирает негосударственное образование. В частных школах давно реализована личностно-ориентированная форма обучения с индивидуальными учебными программами и расписанием. Качество обучения конкретного ученика ставится во главу всего учебного процесса.

Важная причина интереса к НОУ – возможность получить хорошее образование трудным детям и детям со специальными потребностями, которые в обычных школах, как правило, оказываются «на обочине» и устойчиво отстают. Этому способствует и малая наполняемость классов в негосударственных школах: среднее количество обучающихся в одном классе нашей школы составляет 10-12 человек, а в государственной школе – 25 человек.

– Директора многих государственных школ говорят о бедственном положении с кадрами. Вы ощущаете эту проблему? В частные школы идут учителя зачем – чтобы учить или зарабатывать деньги?

– Негосударственное образование является надежным работодателем для педагогов и управленцев, технического и обслуживающего персонала.

В кризисные годы в негосударственном секторе удалось сохранить опытные педагогические кадры в границах сферы образования, благодаря улучшенным социально-экономическим условиям работы.

У нас тоже периодически возникает кадровая проблема. Частной школе нужен гарантированно хороший учитель! Критерии оценки просты: профессионализм, опыт работы, порядочность и желание учить детей. У учителей хорошая зарплата в соответствии с учебной нагрузкой. Есть стимулирующие надбавки. Предусмотрена система премирования. Я противник репетиторства. И дополнительные занятия за дополнительную плату с детьми, которых мы сами же не смогли научить, у нас не приветствуются.

– Школа – это еще и «контингент учащихся». Уровень образовательного учреждения определяется не только педагогами, но и детьми. Кто приходит в вашу школу учиться?

– Наш контингент учащихся ничем не отличается от контингента других школ. При индивидуальном подходе в обучении результатов может добиться практически каждый ребенок. Наши ученики самостоятельны, успешны, они активны и самодостаточны. В школе учатся дети, чьи родители могут позволить себе обучать ребенка в наших условиях. При той занятости взрослых, которая предполагает успешность в карьере и жизни в целом, не у всех родителей есть возможность много времени уделять воспитанию и учебе ребенка. Дать сыну хорошее воспитание и достойное образование – желание каждого отца. И частная школа выступает здесь помощником.

– До какого часа ребенок может находиться в вашей школе?

– Наша школа – это школа полного дня, где учебно-воспитательный процесс организован с 8:00 до 18:00. Первая половина дня – учебная работа. Вторая – спецкурсы, творческие и предметные кружки, индивидуально-групповые занятия, внеклассные мероприятия, свободное время учащихся, прогулки. Домашние задания выполняются всеми детьми до 17 часов. Работают психолог, логопед. Ведет прием врач. Школьная столовая организует 4-разовое сбалансированное горячее питание.

Продолжительность учебной недели для обучающихся 1-4 классов и дошкольников – 5 дней, для учеников 5-11 классов – шестидневка. Для обучающихся 10-11 классов есть возможность получать образование в форме экстерната. По индивидуальным планам занимаются спортсмены. Организована подготовка детей 4-6 лет к школе. Работают группы по подготовке старшеклассников к ЕГЭ (для учащихся других школ). При школе функционирует детский сад. В группах 12-14 детей.

– Можно ли перейти в вашу школу в середине учебного года?

– Комплектование школа завершает до 30 августа. Но при наличии свободного места мы можем принять ученика и в середине учебного года.

– Должен ли ребенок проходить тестирование перед поступлением в первый класс?

– В нашей школе нет обязательного тестирования для первоклассников. Мы не устраиваем конкурсного приема. При наличии свободного места ребенка принимаем. Но педагогам надо знать об уровне подготовленности ученика. Поэтому каждого пришедшего во 2-11 классы ждет собеседование. Нередко приходиться заниматься ликвидацией пробелов ученика, пришедшего из другой школы, не один месяц. Проблемы одного ученика не должны создавать проблем для других детей.

– Какие ценовые рамки для родителей существуют в школе?

– За обучение берется фиксированная плата, просчитанная на год. В феврале с учетом объявленного правительством уровня инфляции происходят изменения. Обучение в начальной школе стоит 12000 рублей в месяц, в 5-11 классах – 13500 рублей, для дошкольников – 12000 рублей. По факту оплачивается питание. В прошлом году месячная плата за питание составляла в среднем 2000 рублей (четырехразовое питание).

Предусмотрена система скидок. Есть льготы за обучение детей-инвалидов.

В 2004 году школе «Альфа» присвоен статус Ассоциированной школы ЮНЕСКО (Парижский сертификат). Эта школа – член Ассоциации негосударственных образовательных организаций России (АсНООР). Система образования школы Альфа – целостная, четырехступенчатая, состоящая из дошкольного образования (школа раннего развития), начальной школы, школы среднего и старшего звена.

– Частные школы, несмотря на иную схему финансирования, все же связаны с государственной системой стандартов в образовании. Вы выдаете аттестаты государственного образца, а значит, должны ориентироваться и на программы, и на стандарты, и на ЕГЭ. Каково ваше отношение ко всем содержательным новациям, предлагаемым в сфере образования в последнее время?

– С одной стороны, негосударственная школа обязательно выполняет государственную программу, с другой стороны, условием выполнения программы является личностный рост и развитие способностей ребенка. Но ведь именно эти параметры и образуют качество образования, за которое родители платят деньги. Следовательно, основным, базовым моментом организации процесса образования в негосударственной школе является обеспечение личностного роста и развития индивидуальных способностей ребенка.

Выпускники нашей школы, как и все, сдают ЕГЭ, получают аттестаты государственного образца. Есть медалисты, победители олимпиад. Поступление в вузы – 100%.

Новаций в системе образования много. Но не все они будут реализованы так, как задумали их авторы. Поэтому не будем торопиться делать выводы. А ЕГЭ мы приветствуем, ведь это убирает некоторые сомнения в качестве нашего образования. Чего греха таить, еще бытует мнение, что в частных школах слабо учат. Родители деньги заплатили – вот и выставили детям хорошие оценки. А результаты ЕГЭ – независимый показатель качества. У нас они хорошие. Результатами мы довольны.

– С какими сложностями приходится сталкиваться в работе, что препятствует развитию?

– Школа работает с 1993 года. Поэтому можно сказать, что все трудности организационного, финансового характера мы преодолели. Хотя есть о чем сказать…

Надо отметить, что в связи с принятием новой редакции Закона об образовании из него исчезли гарантии поддержки государством сектора негосударственного образования, они не вошли и в соответствующие законодательные нормативные акты. Исчезли и положения, гарантирующие возмещение гражданам со стороны государства части расходов на обучение в аккредитованных негосударственных школах в виде нормативного бюджетного финансирования.

Идея приведения всех федеральных законов в соответствие с единым Налоговым кодексом лишила НОУ всех налоговых льгот и, как следствие, – вызвало резкое снижение эффективности их функционирования. У частных школ тут же возникли обязательства по уплате целого ряда налогов, в частности налога на имущество, на землю, на рекламу и так далее. По сути, поправки к закону приравняли аккредитованные государством некоммерческие школы к коммерческим организациям – банкам и казино.

Очень сложно решаются вопросы аренды помещений. Я до сих пор не могу понять схемы положительного решения этого вопроса. Пять лет мы терпеливо ждем дополнительного помещения для дошкольников. А пока этот вопрос не решится, мы не сможем принять всех желающих.

– А вообще частных школ много? Какая часть образовательного пространства обслуживается ими?

– Подавляющее число частных школ и вузов находится в крупных городах (в Москве – 587, в Санкт-Петербурге – 224, в Ростове – 72, в Краснодаре – 22 и так далее).

Школа Альфа – одно из первых негосударственных образовательных учреждений в Республике Башкортостан, функционирует с 1993 года. До 2000 года в городе было 9 НОУ. Закрылись школы «Абсолют», «Беловодье», «Восхождение», арабский лицей. На смену им пришли другие. Альфа выстояла. 18 лет школа уже отметила.

Сейчас в Уфе четыре негосударственные школы, которые имеют лицензии на ведение образовательной деятельности.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности. Регистрационный №0439 от 29.04.2011 г.

Свидетельство о государственной аккредитации. Регистрационный №1396 от 21.05.2008 г.

Школа Альфа,
адрес: 450097, г. Уфа, бульвар Хадии Давлетшиной, 28,
тел.: (347) 252-89-28 – приемная, 228-12-72 – учебная часть,
Alfaufa.ru,
е-mail: alfaufa@bk.ru.

Фото: Фото предоставлены школой Альфа

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем